wildgrass (wildgrass) wrote,
wildgrass
wildgrass

Categories:

Новое прочтение Стравинского

Любители искусства разделяются на приверженцев классики во всех ее проявлениях и приверженцев современных методов, проявляющихся и при трактовке произведений прошлых лет, и при создании новых. Жизнь не стоит на месте, вырастают новые поколения, взращенные на высоких информационных технологиях, и для привлечения их к настоящему искусству нужны иные подходы. Никто не отменяет классику, но новое прочтение известных произведений, посвящение им, выраженное совершенно оригинальными методами, - не может не привлекать внимания.
Акрам Хан - известнейший хореограф из Лондона в эти гастроли привозит нам свою работу 2013 года, названную "iTMOi" - "In the Mind of Igor" – "В сознании Игоря", посвященную "Весне священной" Стравинского. Название и год создания балета – год столетия со дня рождения великого композитора.


Стравинскому однажды приснился сон: древний, старославянский обряд, на протяжении которого молодая девушка, в кругу старцев-жрецов, танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну. В состоянии полнейшего исступления она отдает весеннему богу все свои жизненные силы до последней капли. Девушка умирает во время мистического ритуала Танца Весны, добровольно принося себя в жертву ради воскрешения природы.

Этот магический сон лег в основу одного из легендарнейших произведений XX века «Весна священная» великого русского композитора Игоря Стравинского. Соавтором Стравинского стал художник, писатель, археолог, путешественник и мистик Николай Рерих.

Значимость балета «Весна священная» была настолько велика, что она была включена в список из 27-и музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке «Вояджера» — первой фонограммы, отправленной в открытый космос за пределы солнечной системы для внеземных цивилизаций.

И если "iTMOi» расшифровывается как «In the mind of Igor» — «В сознании Игоря», то это говорит о том, что Акрам Хан сделал попытку представить его внутренний мир. Передать впечатление, а не пересказывать биографию.
В своем интервью на вопрос о том, кто виноват, если зритель все же выходит в недоумении с постановки или из музея: художник, который не смог донести свою светлую мысль, или зритель, у которого недостаточно высокий культурный уровень, Акрам Хан отвечает:

"Бывает эксклюзивное искусство только для определенной прослойки. И тогда поймут не все. И тут уже вопрос к художнику или артисту, хочет ли он, чтобы его поняли все. Но мое личное мнение, что по-настоящему сильное искусство не требует объяснений. Оно будет вызывать сильное чувство у каждого. Шедевры мировой культуры вызывают трепет у всех, потому они и шедевры. Барышников и Нуреев — им нет равных. Они трогают всех."

Акрам Хан не впервые приезжает в Израиль. Он бывал у нас несколько раз и в каждый свой приезд показывал новые работы, друг от друга отстоящие столь же далеко, сколь далеко Англия расположена от Бангладеша, откуда родом его семья. Общий у всех его работ экзотический знаменатель: классический индийский танец катхак, возведенный им в модерный хореографический супер-сюрреализм.

Зародился танец катхак как производное от танцевальных драм древней Индии и долгое время существовал при храмах. А слово "катхак" происходит от "катхой", что означает "искусство рассказывать истории". В Индии существовала особая каста профессиональных танцоров-рассказчиков, украшавших свое повествование пением, музыкой, элементами танца и актерской игрой.

Считается, что катхак давно утратил религиозный дух, и его акцент смещен в абстрактную область смеси эстетики и красоты, изучения движения. Но Акрам Хан уверен, что духовным содержанием этот сложный, ритмический и впечатляющий танец наполняют исполнители, умеющие танцевать все стили - от традиционного классического до модерн-данса, который Акрам Хан замешивает на текстах из Махабхараты и этнической музыке, объединяя балетные движения, имеющие разные значения и происхождение.

Акрам Хан - экстремал в танце и в то же время донельзя традиционен, переводя впечатления детства (хотя родители Акрама родом из Бангладеш, сам он родился уже в Уимблдоне) в европейскую современную балетную транскрипцию. Автобиографичность его спектаклей очевидна - язык может соврать и промолчать, тело уже нет. В Великобритании Акрама Хана считают "танцующим гуру", учителем "новой духовности". Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением, с новой эстетикой.

Вот и историю Стравинского Акрам Хан рассказывает на свой лад, складывая новую сюрреалистическую "Весну священную", свой спектакль без слов, из динамики классической музыки и узоров эмоций, из экспрессии и танца смерти и жизни, тленности тела и рождения души, из воображения и мира звуков, созданного современными композиторами Нитином Сауней, Джослином Пуком и Беном Фростом (только в финале балета "iTMOi" звучит музыка Стравинского, знаменитая тема гобоя – "Пробуждение весны").



Спектакль Хана, посвященный создателю "Весны священной" – не очередная постановка на знаменитую музыку, а полностью оригинальное сочинение: музыку к нему писали вышеупомянутые композиторы, а к стилю "катхак" добавлены танец дервишей, испанское фламенко и японский танец буто, и потому "Весна священная" Акрама Хана представляется обобщением всего мирового ритуала танца.



В "iTMOi" - спектакле-памяти о Стравинском, Акрам Хан использовал его музыку как ключ-руководство для путешествия по карте нового балетного мира. Премьера "iTMOi" прошла в мае 2013 года в Гренобле, а затем в центре искусств Sadler’s Wells в Лондоне, на базе которого вот уже пятнадцать лет и существует ансамбль Акрама Хана.


Акрам Хан родился в 1974 году, он - любимец британской критики, отмеченный многочисленными наградами, и считается "самым сладким плодом" британского урожая современного танца. У него легион почитателей.

Хан сотрудничает с современными художниками и дизайнерами. Его постоянный композитор Нитин Сауней, говорит, что цель Акрама Хана - создать новое "индозападное" объединение в музыке и танце, которое "исследовало бы религию, политику и совокупность англо-азиатского опыта". Кстати, подобным колониальным экспириенсом занимался и Николай Рерих – и напомню, именно он создал декорации и костюмы для самой первой постановки "Весны священной" в легендарной хореографии Нижинского в 1913 году в Париже.

Акрам Хан дебютировал на сцене в тринадцать лет в спектакле, изменившем историю европейского театра, - в "Махабхарате" Питера Брука. Спустя несколько лет он уже работал с выдающейся бельгийской танцовщицей и хореографом Анной Терезой Де Кеерсмакер. В 1990-х Акрам Хан уже сам ставил свои сольные номера, а через десять лет создал собственный коллектив Akram Khan Company. Хан работал с актрисой Жюльетт Бинош, с великой балериной Сильви Гиллем, Тимми Ипом - художником фильма "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", возобновлял сотрудничество с Питером Бруком. Akram Khan Company выступала на открытии Лондонской Олимпиады в 2012 году.

«iTMOi» – «В сознании Игоря» – это уникальная всемирная постановка, позволяющая проникнуть в голову одного из величайших русских композиторов, и вместе с ним принять участие в созидании культового произведения, являющимся частью не только русского искусства, но и мирового наследия. Премьера, прошедшая с ошеломительным успехом в Лондоне и Москве, теперь и в Израиле. Грандиозное событие мирового масштаба на сцене Израильской оперы не оставит ни одного истинного ценителя искусства равнодушным.
Всего четыре выступления ожидают израильскую публику на сцене Израильской оперы:

29.4.2015 среда, 20:00
30.4.2015 четверг, 20:00
1.5.2015 пятница, 13:00
2.5.2015 суббота, 21:00

Заказ билетов в кассах:

"Браво", по тел.*3221
Израильская опера, по тел. 03-6927777
Агентство "Бимот", по тел. *6226

Цена билетов - от 150 шек. до 299шек.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment